Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×
Мобильная версия сайта. Перейти на полную версию

Очень странные дела. Как создавался «Темный город» (ч. 1)

27.02.2018 17:47 | Voyager

За годы существования кинематографа был снят целый ряд фильмов, так или иначе затрагивающих тему искусственно созданной реальности и исследовавших все ее возможные аспекты — от мистических до экзистенциональных. Но среди множества картин подобной тематики есть одна, которую я всегда выделял особо. Это «Темный город».

Конечно, творение Алекса Пройаса никогда не было, и вряд ли будет пользоваться такой же народной любовью, как, допустим, «Матрица», «Шоу Трумана», «Вспомнить все» или то же «Начало». Но в моем личном топе картин этого жанра именно «Темный город» стоит на первом месте. Он очень нравится мне своей атмосферой, стилем и концепцией; это кино, которое я люблю пересматривать под настроение. Сегодня «Темный город» празднует свой 20-й день рождения. И по этому поводу я решил рассказать историю его создания.



Рождение «Темного города»



Идея, приведшая к созданию «Темного города», возникла в голове у режиссера Алекса Пройаса еще во времена учебы в киношколе. Он хотел снять своеобразный оммаж нуар-лентам 1940-х – 1950-х гг., скрестив его со стилистикой произведений Кафки и сериала «Внешние пределы». Пройас задумал историю об одержимом фактами детективе. Во время расследования очередного дела он находил в нем множество не имеющих никакого логического объяснения деталей и начинал сходить с ума.


Алекс Пройас


В процессе обдумывания сюжета, Пройас постепенно решил сместить акцент с сыщика на разыскиваемого им человека. Большим подспорьем для него стала книга «Воспоминания невропатологического больного». Ее написал страдавший параноидной шизофренией немецкий судья Даниэль Пауль Шребер. Пройас даже назвал в его честь одного из персонажей своей истории.


Даниэль Пауль Шребер



Другим источником вдохновения стал актер Ричард О`Брайен, запомнившийся Пройасу по фильму «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Пройас решил наделить колоритной внешностью О`Брайена таинственных существ (незнакомцев), тайно контролировавших город, в котором разворачивались действие.


Осенью 1992 года Пройас завершил работу над первой версией сценария «Темного города». Рассказать про него не так то и просто. При схожей фабуле и некоторых именах, скрипт очень сильно отличался от итогового фильма. Дело в том, что в работе Пройаса имелась целая куча очень и очень странных, а скорее даже абсурдных вещей без какой-либо попытки хоть как-то их объяснить.

Один из концепт-артов, легших в основу визуального стиля фильма


Всего один малюсенький пример. Если вы смотрели фильм, то наверно помните, что вскоре после пробуждения главный герой случайно разбил аквариум с золотой рыбкой. Затем он подобрал ее и опустил в ванну с водой. Это достаточно важная деталь, первая странность, которая позволила детективу усомниться в том, что человек, которого он ищет — убийца. В сценарии же герой подбирал рыбку, после чего клал ее в карман и до самого конца сценария носил ее с собой. Рыба каким-то совершенно необъяснимым образом все это время оставалась жива.


Но, я все же постараюсь выделить основные моменты этой ранней версии. Итак, ее действие начиналось в момент пробуждения главного героя (изначально его звали Джон Уайт). Он потерял память, понятия не имеет, где находится, а еще рядом с ним в номере лежит мертвая девушка. Вскоре за Уайтом начинают охоту инспектор полиции Бамстед и незнакомцы (тут они именовались загадочными людьми).

В этом раннем сценарии незнакомцы описывались примерно так, как и в итоговом фильме, за одним исключением — они также носили темные очки. Сохрани Пройас эту деталь и, думаю, это значительно бы увеличило лагерь тех, кто подозревает, что родственники Вачовски, скажем так, позаимствовали пару визуальных деталей из «Темного города».



Чудом выбравшись из отеля, Уайт заходил в китайскую закусочную. Там он засыпал, видел кошмар с незнакомцами, а после пробуждения встречал некоего Фредерика — человека (?) с телом ребенка и непропорционально большой головой, работавшего на таинственного доктора Шребера. Вскоре незнакомцы убивали Фредерика. Уайт же снова убегал и прятался в церкви, украшенной статуями насекомых. Незнакомцы следовали за ним, после чего происходила еще одна экшн-сцена.


Снова скрывшись, Уайт направлялся в клинику доктора Шребера. Тот обманом пытался усыпить Уайта. В этот момент появлялся инспектор Бамстед, и арестовывал героя по подозрению в убийствах. В тюрьме Уайт снова засыпал, ему опять снился кошмар, после которого он неожиданно просыпался в метро. Ничего не понимающего героя подцепляла японская проститутка и приводила в свою квартиру. После секса, Уайту снова снился кошмар, в котором город менялся и все здания начинали летать.

После пробуждения героя, в квартиру заявлялась женщина, утверждающая, что она его жена. Пока супруги (?) разговаривали, следовала сцена, в которой нам показывали, как проститутка заходила в потайную комнату, доставала из коробки червеобразное существо и, простите за подробности, совокуплялась с ним.

Тем временем, не найдя общий язык с Уайтом, его жена впадала в истерику и уходила в другую комнату, после чего, опять же простите за подробности, проститутка начинала ее ублажать. Затем в квартире пропадала гравитация, и начинали происходить всякие странные вещи (ну, помимо трех сцен разнообразных совокуплений за 9 страниц). Уайт набирал ванну, погружался в воду и видел перед собой незнакомца с занесенным ножом. Затем все прекращалось, незнакомец исчезал и Уайт уходил из квартиры. Когда в следующей сцене туда заявлялась полиция, выяснялось, что т.н. жена и проститутка убиты.

Но если вы думаете, что это самое странное, что было в скрипте, то ошибаетесь. Чтобы найти Уайта, незнакомцы строили механического робота-марионетку размером с ребенка с клешнями-ножницами и вставляли в него живой мозг. Чудо на колесиках начинало ездить по городу и убивать всех, кого встречало на своем пути. При этом, его «речь» состояла из сплошного потока отборных ругательств.

Уайт же навещал своего дядю Карла. Когда герой засыпал, ему снился очередной кошмар. После пробуждения, появлялся робот-марионетка, убивавший дядю. Думаю, вы уже обратили внимание, что в раннем сценарии было подозрительно большое количество сцен, в которых после кошмара протагониста кто-то из персонажей скоропостижно отправлялся на тот свет.

Через некоторое время Уайт и Бамстед объединяли свои силы, чтобы понять, что же происходит в городе. После целой череды странных сцен (в числе которой и автопогоня с участием робота-марионетки), Уайт неожиданно открывал в себе дар телекинеза. Бамстед же отправлялся в больницу проведать больную мать и натыкался в ее палате на толпу незнакомцев. Инспектор каким-то чудом уничтожал их всех. Но затем его сталкивал с крыши начальник, который все это время был двойным агентом. Что же касается Шребера, то незнакомцы ловили его и надевали механический костюм, который живьем сдирал с доктора кожу.

Тем временем Уайт пытался выбраться из города и отыскать путь к океану, но вместо него находил лишь стену с рисунком пляжа. В этот момент появлялась незнакомцы. Далее следовала наверно самая странная сцена скрипта. Незнакомы реанимировали трупы всех людей, чьи смерти приписывали Уайту, после чего устраивали публичный суд. Ожившие мертвецы (в том числе и части расчлененных детей) по очереди с трибуны обвиняли героя в своей гибели.

Уайт горячо отрицал их слова, а затем пускал в ход телекинез. Следовала схватка, в ходе которой город начинал разрушаться. Уайту не хватало сил. Он начинал проигрывать, после чего следовала резкая смена кадра. Мы видели Уайта привязанного к столу в окружении толпы незнакомцев. Они смеялись, а затем снимали свои человеческие лица (они представляли собой маски) и доставали из головы управляющих их телами отвратительных насекомых. Уайт начинал истошно кричать, затем следовало затемнение.

Одна из раскадровок финала сценария



В следующей сцене мы видели Уайта в номере отеля, расположенного на берегу океана, освещенного ярким Солнцем. Герой доставал из кармана все еще живую рыбку из вступительной сцены, давил ее ботинком, и отправлялся на пляж. Вскоре Уайт знакомился с девушкой, в первый раз за всю историю улыбался, а затем начинал ее душить.


Что ж, вот таким был первый сценарий «Темного города». Я бы охарактеризовал его как кучу клевых идей, смешанных в какую-то непонятную кашу. В своей работе Пройас собрал множество различных элементов, многие из которых были весьма хороши. Проблема в том, что в ней напрочь отсутствовал какой-то четкий сюжетный стержень. Сценарий не объяснял ровным счетом ничего из происходящего — ни кто такие незнакомцы, ни чего они хотели, ни сути происходящего с героем и его снов, ни мотивации Шребера, ни места действия — ничего.

Стилистически первый сценарий также заметно отличался от привычного «Темного города» — в нем присутствовали эротические сцены, было много крови, и, как ни странно, больше экшна. Вообще меня сложилось подозрение, что Пройас попытался скрестить в своей ранней работе творчество двух Дэвидов — Кроненберга и Линча.

Еще одной заметной проблемой этой версии являлся главный герой. Если не считать финальной сцены, его образ никак вообще не развивался. Фактически, весь сценарий Уайт пребывал в состоянии эдакого чистого листа и ни одно его экранное действие не давало понять, что же он за человек и каков его характер.

Сложив воедино все впечатления, я пришел к неожиданному для себя выводу о том, что ранний «Темный город» был скорее не фантастикой, антиутопией или хоррором, а скорее историей одного безумия, в конце которой сошедший с ума герой начинал по-настоящему убивать людей. По крайней все, что содержалось в тексте, прямо наводило на эту мысль. И будь он экранизирован, думаю что многие наверно бы тоже восприняли кино как эдакое погружение в глубины воспаленного разума, попытку понять, где чистой воды галлюцинации, а где все же проскочил проблеск реальности.

Были бы у такой версии свои почитатели? Скорее всего, да. Но вряд ли бы их было слишком много, и я точно не оказался бы в их числе. Так что я очень и очень рад, что впоследствии Пройас все же привлек других авторов. Безусловно, в его работе было множество весьма интересных находок. Но их требовалось выделить и убрать все, что не было нужно.

1748

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики