Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×
Мобильная версия сайта. Перейти на полную версию

Ханс Циммер: Звуки музыки

Ханс Циммер: Звуки музыки

Лучше всего о композиторе говорит его музыка. Однако если речь заходит об одном из самых успешных голливудских композиторов Хансе Циммере, то в первую очередь интересно узнать, как проходила работа над саундтреками многих знаковых лент последних лет.

Музыкальная карьера выходца из Франкфурта Ханса Циммера началась в составе группы Buggles, прославившейся хитом Video Killed The Radio Star (в прямом смысле слова ознаменовавшим приход эры MTV), но в музыкальных магазинах его альбомы стоит искать вовсе не в разделе «Поп». Прославился Циммер написанием музыки к кинолентам. Он сочинил музыкальное сопровождение для полутора сотен телевизионных и художественных фильмов и еще в пяти десятках картин его композиции включены в саундтрек. «Прелесть работы над саундтреками в том, что тут поле для экспериментов намного больше, чем в коммерческой музыке. Тебе не нужно придерживаться стандартной формулы «куплет-припев». И в твоем распоряжении любой набор инструментов».

По словам Циммера, впервые он воспринял саундтрек как отдельное произведение, когда смотрел «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне и услышал музыку Эннио Морриконе: «Тогда я подумал: вот оно, этим я хочу заниматься. Мне было лет девять. Позже я написал Морриконе огромное поэтичное письмо, где подробно расписал, как он повлиял на меня, как на композитора».

Ханс Циммер в студии

«Я, пожалуй, наименее революционный композитор, — часто говорит Циммер в интервью. — Мое звучание развивается очень, очень медленно. С каждым фильмом я пытаюсь попробовать что-то новое и посмотреть, что получится, когда я реализую свои идеи». Впрочем, это не значит, что Ханс — противник экспериментов. Скорее наоборот — он всегда рад свежим идеям и любит работать в команде. «Я пытаюсь создать подобие лаборатории, где люди могут претворять в жизнь свои задумки и по-своему подходить к работе. Почему люди не могут записывать музыку, если у них нет денег на оборудование? Главное, что я ищу от своих подопечных, — это талант. Хотя работа в команде иногда отвлекает — порой нужно сосредоточиться, и тогда я отправляюсь в отгороженное ото всех помещение, и пишу музыку там».

Яркий пример работы в команде — музыкальное сопровождение ленты «Гладиатор»: «Когда я работал над саундтреком «Гладиатора», я указал в титрах Лизу Джеррард как со-композитора. Она, может, и не написала заглавную тему, но ее участие в работе для меня очень ощутимо. Всем показалось, что с моей стороны давать ей этот титул — безумие, но для нее это важно, и, я надеюсь, это помогло ей в жизни. На мне-то это никак не отразилось, мне не жалко было записать ее в соавторы. Вообще «Гладиатор» — это комбинация двух вещей. С одной стороны — это четко выстроенный саундтрек с немецкими мозгами. С другой — в нем присутствуют моменты женской расслабленности, когда эмоции берут верх. Вот эти небольшие фрагменты и родились под влиянием Лизы. Это были крохотные эксперименты, которые прошли почти инстинктивно».

Коллективная работа также велась над музыкой и для «Настоящей любви» Тони Скотта. Правда, мера была это скорее вынужденная, ввиду экономии: «Этот саундтрек — один из самых странных опытов, которые у меня были, — вспоминает Циммер в другом интервью. — У нас было денег ровно на девять музыкантов, и, несмотря на ограниченный бюджет, я нанял самых бесполезных и не сочетаемых ребят, которых только смог найти. И их непохожесть дала удивительный результат!».

Ханс Циммер работает над музыкой к фильму «Спирит: Душа прерий»

Был у композитора и другой, не менее интересный опыт. Работу над музыкой для «Тонкой красной линии» Циммер назвал «одним из самых сложных рабочих процессов». Дело в том, что Терренс Малик хотел, чтобы музыка была написана до съемок фильма. Это сильно отличается от традиционной работы над музыкальными рядом, когда саундтрек пишут, основываясь на первом варианте монтажа. «Мне пришлось забыть всё, что я знал о процессе написания саундтреков, и начать работу с чистого листа. Нужно было написать такую музыку, вокруг которой строился бы весь фильм, которая бы играла во время съемок. Мой саундтрек стал каркасом будущей картины. Терренс предоставил мне возможность стать лучше, и я писал музыку девять месяцев, без единого выходного. Помню, в монтажной стояло невероятное напряжение. Самое смешное, что больше всего внимания на этот саундтрек обратили только после того, как Джерри Брукхаймер использовал одну из наших тем в трейлере к фильму «Перл Харбор». Этим он сделал для раскрутки нашего фильма больше, чем «Fox» (дистрибьютор «Тонкой красной линии». прим. ред.) в свое время».

Ханс Циммер на 83-й церемонии вручения премии «Оскар»

Знаковым пунктом в фильмографии Циммера стала музыка для одного их самых обсуждаемых фильмов 2010 года — «Начало». И процесс работы над саундтреком ленты был уникальным: Кристофер Нолан не показывал композитору фильм, поэтому Циммер мог руководствоваться только текстом сценария и визитами на съемочную площадку. Этот опыт Циммер охарактеризовал как «невероятно освобождающий», добавляя, что во время работы над саундтреком к «Началу» он пытался написать «тему обреченной любви, которая не звучала бы, как типичный набор голливудских заимствований из Чайковского и Рахманинова». «Я так и сказал Крису: ты написал удивительную историю любви, пропитанную ностальгией. Большинство зрителей говорят, что фильм получился о сновидениях. Но для меня это фильм о времени и нашем восприятии времени».

«Главный герой «Начала», как и сценарий, очень честный. То же самое я пытался сделать и с музыкой. Я рассказываю вам все, что вас ждет дальше, с первой же ноты. Но если вы еще что-то не поняли — то это потому, что не разобрались в подтексте. Все начинает проясняться, когда вы погружаетесь в сны. Писать музыку для «Начала» было все равно, что собирать кубик Рубика — настоящее детское веселье и азарт».

Как известно, центральная тема — одно из важнейший мест в картине, и Циммер объясняет, почему в «Бэтмене: Начало» заглавная тема играла только в финале: «Это было сделано специально. Это же самое начало! Мы надеялись, что фильм соберет хорошую кассу, и за ним последует сиквел, где персонаж был бы раскрыт еще лучше. В тот момент Бэтмен еще не заслужил собственную тему!».

«Моя работа заключается в том, чтобы писать темы и создавать такое настроение, которое останется в картине», — объясняет Циммер. Но в то же время добавляет: «Фильм — это коллективное творчество работавшей над ним команды и зрителя. Картина не должна диктовать зрителю, что и как он должен чувствовать во время просмотра — она должна приглашать его стать участником этой игры».

Ханс Циммер

И один из наиболее «игривых» саундтреков в его карьере — музыкальное обрамление для «Симпсонов в кино». «Когда мне предложили делать саундтрек к полнометражной картине о Симпсонах, я отказался — я понятия не имел, как писать музыку к этому проекту. Но в итоге меня уговорили, и я начал думать: что делать, от чего отталкиваться? В моем распоряжении была только заглавная тема. И мне показалось странным, что эти герои на экранах уже двадцать лет, но ни у кого из них нет собственной музыкальной темы. Этим я и занялся: сначала написал тему для Гомера, из нее родилась тема Барта, тема Мэгги, любовная тема... И, наконец, тема Спайдер-свина. Она, разумеется, основана на музыке из телесериала «Человек-паук». Я написал ее скорее ради шутки, потому что знал, что в фильме для нее места нет. И однажды, когда выдался особенно напряженный день на площадке, я, смеха ради, включил эту тему. Джеймс Брукс, наш сценарист, воскликнул: «Почему самой смешной темы нет в нашем фильме?!».

Если сейчас Циммер чаще всего пишет музыку под высокобюджетные экшн-проекты, то в начале нулевых он часто работал над триллерами, где, как известно, музыка — один из ключевых элементов. В 2001-м композитор озвучил возвращение на экраны Ганнибала Лектора в картине «Ганнибал»: «По сути, работа над этим фильмом началась еще в 1989-м, даже до выхода исходной книги. Мы тогда обсуждали с Ридли Скоттом другой проект, для которого я написал семиминутный фрагмент. Он в итоге вошел в саундтрек «Ганнибала», хотя в фильме он звучит только две минуты. И этот фрагмент никогда бы не появился, если бы мы с ним не пообщались тогда, в 1989-м. Делает ли это его композитором? Нет. Соавтором? Да».

Ханс Циммер

О своей работе над музыкальной темой для ремейка «Звонка» Циммер говорит следующее: «Мы встретились с Гором Вербински, чтобы обсудить другой проект, я в то время собирался уйти в отпуск на год. Но Гор стал показывать мне свои наброски ремейка, и у меня тут же появились идеи по поводу музыки. Я тогда только-только закончил саундтрек к детской ленте и чувствовал, что мне нужно поиграть со своей темной стороной. Я люблю немецких экспрессионистов, и что-то в набросках Гора напомнило мне об их работах. У него был стиль, которого я давно не видел в кино. Основа саундтрека фактически родилась в ту нашу встречу. Поскольку это ремейк, я решил делать музыку с нуля, не опираясь на японский оригинал. Для меня эта история — игра на поле городских легенд. С этим мы и пытались поработать, записывая музыкальное сопровождение».

По поводу саундтрека «Шерлока Холмса» Циммер сказал следующее: «Я часто выбираю проекты, основываясь на том, с кем мне нужно будет сотрудничать. И в случае с Гаем Ричи достаточно одного взгляда на него, чтобы понять, — с ним работа будет сплошным удовольствием. Я боялся, что он может испортить такого канонического героя, как Шерлок, но когда Гай показал мне свои наработки, я согласился участвовать в картине уже через двадцать секунд! Работа с ним была настоящим сотрудничеством. И то, что наши взгляды очень часто совпадали, невероятно помогало. У нас было очень похожее видение того, насколько комичным должен быть фильм и какие фрагменты должны вызывать у зрителя улыбку, а какие — нет». И, разумеется, именно Циммер отвечает за музыку сиквела «Шерлока Холмса», равно как и за следующий фильм в саге о Бэтмене Кристофера Нолана.

17493

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики