Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×
Мобильная версия сайта. Перейти на полную версию

Михаил Врубель, продюсер «Вторжения»: «Картины подобного масштаба еще никто не делал»

Эксклюзив! Михаил Врубель, продюсер «Вторжения»: «Картины подобного масштаба еще никто не делал»

Михаил Врубель не исключает возможности разработки третьего фильма по вселенной «Притяжения» и «Вторжения», сюжет которого, вполне вероятно, может развиваться на другой планете. Поговорили о главных аспектах работы продюсером и узнали, ремейк какой любимой советской фантастики ожидать российскому зрителю.

Я только что посмотрел ваш фильм «Вторжение» и, честно признаться, был приятно удивлен. Картину не только не стыдно сравнивать с голливудскими блокбастерами, но и хочется! В особенности хочу выразить свой респект заглавной музыкальной теме в фильме. Я особое внимание уделяю саундтреку и считаю, что музыка в фильме играет далеко не последнюю роль, а напротив — одну из главных. А в отечественном кинематографе с этим, к сожалению, все еще есть проблемы, чего не скажешь о фильме «Вторжение».

Да, согласен. Спасибо. Композитор фильма Игорь Вдовин, а также Федор Бондарчук и Саша Андрющенко — то, что они сделали действительно производит большое впечатление.

Фильм «Вторжение» — это, наверное, один из немногих российских продуктов кино, в котором всё смотрится одним целым полотном, где практически не к чему придраться. Если вспомнить то, как заканчивается фильм «Притяжение», то складывается впечатление, что фильм разрабатывался как завершенная история. При создании первой картины планировалось, что будет продолжение, или эта идея родилась в связи с кассовым успехом первой ленты?

Идея продолжения фильма была заложена нами как возможность. В финальном кадре фильма «Притяжение», когда герой Риналя лежит в стеклянной капсуле, можно увидеть, как он немного дергается. И это была наша возможность для продолжения. Мы ее не планировали, мы не знали, что будет. Более того, если бы у нас не родилась никакая новая идея, которая бы нас вдохновила, то мы бы и не стали снимать продолжение. У нас не было никаких строгих студийных планов на этот счет, как и у «Art Pictures». Однако когда первая часть получилась, сборы сборами, но реакция критиков и зрителей была неоднозначная: среди оценок были как пятерки, так и единицы. Там, где были пятерки, по пятибалльной шкале, там чувствовалось, что зрители действительно погрузились в тему нашего фильма, которую мы пытались передать, а для нас это было очень важно.

Съёмочная группа фильма «Вторжение» на премьере © Анна Темерина
Несмотря на то, что «Вторжение» является сиквелом «Притяжения», картина, на мой взгляд, получилась не только на голову выше, по всем параметрам, своего предшественника, но и смотрится, как отдельный и самостоятельный проект.

Поэтому и возникла смена названия, что это отдельное кино. Нам это стало понятно еще на уровне написания сценария и масштаба, с которым мы к созданию новой картины подошли. Когда мы увидели фильм в первой сборке, стало понятно, что это однозначно другое кино, которое нужно иначе называть и позиционировать.

Особенно это заметно по вступительным титрам, идея которая еще не встречалась даже среди голливудских проектов. Чувствуется, что вы хотели отойти от истории первого фильма, рассказав его сюжет таким необычным и оригинальным способом.

Да, все верно. Причем это родилось на очень позднем этапе. Изначально, планировалось сделать традиционно, как некую нарезку из первой серии, сделанную под титры. Однако позже Саша Андрющенко вместе со студией «Dobro», которая отвечает за весь дизайн космического корабля «Ра» и инопланетных технологий, пришли к идее сделать титры по-серьезному.

В случае успеха «Вторжения», а успех картины очевиден, ждать ли зрителям продолжения истории? Возможно, уже имеются какие-то идеи?

Честно — не думали еще об этом. Скажу так: мы сделали эту вселенную, и она, безусловно, имеет возможность для продолжения. Мы люди суеверные, хотим вначале увидеть результаты проката «Вторжения», реакцию зрителей и критиков, после этого уже можно будет думать и о потенциальном продолжении. Если для вас успех картины очевиден, то мы, со своей стороны, для этого сделали все возможное, поэтому, как говорится, «жизнь покажет».

У нас был очень насыщенный год: помимо «Вторжения», мы сейчас заканчиваем «Лёд 2» и почти закончили работу над «Спутником», также идет подготовка к будущим проектам. Поэтому фундаментально ни разу не сели даже обсудить продолжение, но его возможность не исключаем.

В завершающей сцене «Вторжения», как мне кажется, можно прочитать некий намек на продолжение, возможно, даже не на нашей планете.

Да, там все вполне возможно.

Раз мы затронули в разговоре фильм «Спутник», где вы с Александром Андрющенко также выступаете в качестве продюсера и который я жду с нетерпением, хотелось бы поговорить немного и о нем. «Вторжение», пожалуй, можно смело сравнить с «Днем независимости». Однако, никогда не думал, что скажу это, «Вторжение» смотрится гораздо интереснее фильма «День независимости 2».

Да, «День независимости 2» слабый фильм (смеётся).

Продюсеры Александр Андрющенко и Михаил Врубель на премьере фильма «Вторжение» © Анна Темерина
Что касается тизера «Спутника», то по атмосфере он напоминает такие картины, как «Чужой» и «Прибытие».

Безусловно. Все фильмы про инопланетян так или иначе сравнивают друг с другом. «Спутник» построен по другому принципу. У нас есть кино, которое, как мне кажется, сегодня хорошо развивается, и есть космонавтика, которая является нашей гордостью. Мы видели много биографических фильмов про отечественную космонавтику, некоторые даже выходили в один год, очень хорошие и качественные картины. Однако кино фэнтезийного, жанрового, а главное про наш космос еще не было, и в этом была основная идея: жанровое кино про наш космос. Условно говоря — уйти в сай-фай триллер и попробовать поиграть на этом поле.

Хорошо, что мы заговорили об этом. Не так давно редакция нашего журнала составляла список отечественных фильмов про инопланетное вторжение, которых, как оказалось, не так уж и много, в буквальном смысле их можно пересчитать на пальцах. Есть ли такая картина, из существующих отечественных проектов, которую хотелось бы увидеть в новой постановке? Скажем так, сделать ремейк?

Я вам скажу сразу — мы уже делаем ремейк «Гостьи из будущего».

К ремейкам мы относимся очень настороженно. Естественно, ремейков советской классики, например, Рязанова, ни в коем случае не должно быть. Мне кажется, на этот путь вообще нельзя вступать. Потому что гениальное и сохраненное до сих пор в сознании очень большого количества зрителей невозможно сделать лучше, даже если ты возьмешь гениального сегодняшнего режиссера. А поскольку, как правило, на подобные проекты берут обычных режиссеров, то это в целом получается совсем несуразно.

Другое дело, когда ты говоришь про историю с фантастикой, которую технически в то время не было возможности рассказать на должном уровне. Ведь пересматривая сегодня «Гостью из будущего», понимаешь, насколько все выглядит наивно. А ведь картина, на минуту, вышла в одно время со «Звездными войнами». Сейчас технологии есть, и это может стать удивительным сочетанием наших воспоминаний об этом кино и того, что мы можем технологически дать сегодня зрителю.

Соглашусь, советскую классику не стоит трогать не только потому, что она до сих пор хранится в сознании, а еще потому, что по-прежнему продолжает вызывать все те же позитивные эмоции.

Конечно. Все дело в нейробиологии: мозг так запомнил и так к этому отнесся, что если даже по каким-то объективным показателя у тебя получилось лучше, для зрителя это все равно будет не так. Взять, к примеру, «Одиннадцать друзей Оушена», со времени выхода картины с Фрэнком Синатрой прошло более сорока лет, и для нового поколения, для девяносто пяти процентов аудитории, фильм с Джорджем Клуни — это уже абсолютно новое кино.

Вернемся к разговору о фильмах «Вторжение» и «Спутник». Несмотря на то, что это совершенно два разных проекта, как по масштабу, так и по жанру, они оба относятся к категории фантастики. Есть ли какие-то кардинальные различия в работе над этими проектами? Где вам как продюсеру пришлось принимать больше участия и почему?

Пожалуй, здесь я буду отвечать за нас с Сашей, так как Сашина вовлеченность непосредственно в сам процесс создания больше. Конечно, «Вторжение» было проектом сложнее, потому что картины подобного масштаба еще никто не делал. Объективно, еще никто не делал такого масштаба работы с графикой, такого количество работы с водой и подводных съемок. Технологически — это требовало большого вовлечения в процесс. Поскольку «Спутник» в смысле бюджета гораздо более камерное кино, то, естественно, мы очень плотно работали над сценарием, плотно работали над кастингом, а дальше уже режиссер вместе с нашим креативным продюсером Алиной Тяжловой проделали всю остальную работу. На съемках «Спутника» я был буквально пару раз, Саша, возможно, чуть больше. А вот на съемках «Вторжения» Саша находился ежедневно, поскольку производственный масштаб картины требовал полного погружения в процесс разработки.

Продюсеры Александр Андрющенко и Михаил Врубель на премьере фильма «Вторжение» © Геннадий Авраменко
Раз уж мы затронули тему продюсирования, хотелось поговорить об этом более детально. У большинства рядовых зрителей слово «продюсер» ассоциируется с деньгами. Складывается впечатление, что все функции продюсера начинаются и заканчиваются на финансировании. Есть продюсеры, которые помимо поисков финансирования, принимают активное участие в разработке картины, а иной раз даже вмешиваются в процесс съемок. К какому типу продюсеров вы относите себя? Вы устанавливали на «Вторжении» какие-либо ограничения, контролировали режиссера — или полностью доверяете Федору Сергеевичу?

Федору Сергеевичу мы, конечно же, доверяем безусловно. Во-первых, я считаю, что для продюсера финансовая функция, естественно, важная составляющая создания любого проекта, но далеко не первая. Продюсер, как и руководитель в любой области, на мой взгляд, должен предметно разбираться в том, чем он занимается. Если кто-то руководит строительной компанией и ничего не знает про стройку как я, например, и только может финансировать это, то он не руководитель строительной компании. Он может выступать в качестве инвестора, совладельца, но никак не руководителя.

Здесь то же самое, если ты не понимаешь, что такое сценарий, как его придумать и сделать, если не понимаешь, что такое актер и как оценить его игру, что такое монтаж и так далее, то я считаю это абсолютно бесперспективным занятием.

На чем у нас сфокусировано внимание: мы очень плотно занимаемся сценарием. Сценарии всегда рождаются внутри, это всегда мозговой штурм и большая коллективная работа. Дальше, важнейшей задачей продюсера является выбор режиссера и так называемого первого состава: оператор, художник-постановщик, исполнительный продюсер, второй режиссер — это важные элементы. Лично я считаю, что на съемках продюсер вообще не нужен. Потому что власти много, а реальных дел — мало. Если ты выбрал плохого режиссера, за которого приходиться снимать, то лучше остановить съемки, потерять часть денег, взять хорошего режиссера и продолжить так. У нас, к счастью, такого не было, но я бы действовал именно так в подобной ситуации. Это лучше, чем идти на площадку и пытаться не профессионально (так как я не режиссер, а лишь со стороны вижу, как это устроено) говорить профессионалу, которому я доверил работу, как его актерам играть — по-моему очень глупо.

Следующий этап подключения продюсера — это монтаж. Мы получаем первую сборку, смотрим ее сами, в данном случае это я, Саша и Федор. Показываем обязательно партнерам, собираем фокус-группы, подключаем редакторов. Со всех сторон собираем разные мнения, и из этого что-то рождается. Работа продюсера на монтаже, безусловно, очень нужна. Также отдельно идет вопрос финансирования, маркетинга — это параллельные вещи, которые не касаются самого фильма, но находятся в зоне ответственности продюсера.

Если мы говорим про кино, то нужно досконально разбираться в сценарии, досконально разбираться в монтаже, а также в выборе режиссера и кастинга. Пожалуй, это основные базовые знания, необходимые для работы продюсером. Поскольку я являюсь куратором продюсерского факультета в нашей школе «Индустрия», то мы ровно так и строим там соотношение того, чему учат студентов. Сценарной работе мы уделяем больше всего времени. Гораздо больше, чем любому другому направлению. Все остальное можно быстро нахватать на практике.

Режиссер Федор Бондарчук на премьере фильма «Вторжение» © Геннадий Авраменко
Были ли такие ситуации с фильмом «Вторжение», что вы просмотрели часть отснятого материала и решили, что необходимо что-то переделать или переснять?

Да, безусловно. Всегда есть и досъемки, и пересъемки. Это было и с первым, и со вторым фильмом. Для этого мы и проводим фокус-группы.

Насколько сильно реакция фокус-групп влияет на окончательный монтаж?

Реакция фокус-групп очень влияет на итоговый вариант, но тут очень важно понимать, в каком смысле. Фокус-группы могут указывать на болевые места. Они не могу генерировать идеи, на мой взгляд. Поскольку то, что предлагается как идея обычно не того качества, которое нужно. Если говорить о болевых местах, например: «здесь было скучно»; «здесь было непонятно»; «здесь я не поверил вот в это...» — в таком случае, фокус-группы очень важны. Поэтому всегда их собираем, иной раз даже по два раза за время пост-продакшена, если успеваем, чтобы еще что-то доозвучить и так далее. Мы очень ценим мнение зрителей и дорожим им.

Я обратил внимание, что «Вторжение», как и «Притяжение», были разработаны при поддержке Фонда кино. Как часто вам приходится обращаться за финансовой поддержкой в Фонд кино, или вы стараетесь рассчитывать исключительно на свои силы и возможности?

Традиционно, практически по всем проектам, обращаемся в Фонд кино, потому что это очень важный инструмент развития кинематографа, которым мы, естественно, пользуемся. И как мне кажется, взаимовыгодно.

Последний вопрос: какой бы вы дали совет будущим продюсерам, который действительно однажды помог вам реализоваться как продюсеру?

Самое главное — это твои отношения с партнерами. Под словом «партнеры» я имею в виду всех: режиссер, сценарист, финансовые партнеры, абсолютно все, с кем ты взаимодействуешь. Не замыкаться в себе, в своих ощущениях от жизни, в своем творчестве, а разделять это с коллегами, единомышленниками, партнерами, слушать и принимать чужое мнение. Главный совет всем, неважно, будущим, начинающим или заканчивающим продюсерам - это коллективная работа.

Съёмочная группа фильма «Вторжение» на премьере © Анна Темерина
Читайте также:

Продюсер «Вторжения»: «Вся эта ситуация с Рунетом – безусловно, совпадение»
В прокат выходит новый фильм Фёдора Бондарчука «Вторжение», в котором среди прочего как дважды два доказывается, что для победы над внешним врагом России жизненно необходимо вырубить интернет и сотовую связь. Продюсер картины Александр Андрющенко уверил нас, что речь ни в коей мере не идёт ни о госзаказе, ни о госпропаганде...

Рецензия на фильм «Вторжение»
«Вторжение» высокохудожественно внедряет в массы мысль об изоляции Рунета, являя собой безупречный пример Государственной Пропаганды. Так что не удивляйтесь, если нашу рецензию причислят к фейк-ньюс...

Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики
новости кино рецензии события и люди видео, трейлеры кадры из фильмов календарь публикаций кино и бизнес спецпроекты график кинопроката кассовые сборы России и США киноклуб Настоящее кино афиша кинотеатров подписка subscribe.ru rss-ленты полный RSS-поток статистика mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях: