Читательские рецензии | Всего: 676
Логан: Росомаха
Идея эта, конечно, прекрасна, и я обеими руками за — я полный и законченный реалист и фантастическое направление в искусстве не люблю. (Не спрашивайте, как я подсела на Людей Икс — понятия не имею). Поэтому фильм о старости супергероев, когда сверхспособности иссякли, костюмы износились, тайные убежища развалились, а спасать мир стало не от кого — моя золотая мечта. И «Логан» к ней очень близок. Но…
Да, по ходу просмотра постоянно возникал вопрос: кто эти люди и почему их зовут Логан и Чарлз, но это было понятно: кто ж даст денег на каких-то левых мутантов, уж такого реализма ждать нереально. И к этой альтернативной версии я тоже была готова, исходя ещё из «Бессмертного», где я тоже не увидела Росомаху. Супергероем делает не костюм и даже не сверхспособности. Супергероем делает потребность защищать тех, кто слабее. Не готовность, когда совсем припрёт, как в «Бессмертном» и «Логане», а именно потребность. Её, например, выражает Человек-Паук в «Противостоянии»: если иметь силы и не использовать их, будешь в ответе, если не предотвратил беду. У мэнголдовского Логана её нет: в «Бессмертном» он ещё мог пойти разбираться с браконьерами, в сабже же действует только будучи загнанным в угол. Это, впрочем, было понятно: не очень-то погеройствуешь с почти отказавшими способностями, да ещё с беспомощным физически и психически Чарлзом на руках.
Проблема в другом. Альтернативный мир не прописан. Мэнголд — он вообще не поклонник франшизы, поскольку его в принципе не интересует классическая супергеройщина с костюмами, супернавороченной техникой, потайными убежищами и пафосом — с одной стороны, хотел максимально дистанцироваться от франшизы, с другой — банально боялся, что персонаж потеряется на общем фоне, о чём прямо заявил:
В таком случае это бы стала картина о смерти Людей-Икс, это было конечно интересно, но это противоречило нашей идее о том, чтобы увести события фильма как можно дальше. Всех бы интересовала именно эта сцена и только. Это было слишком важно и укладывалось именно в стиль основных фильмов: большой опенинг, задающий мифологию и тон истории. Мы подумали: а что если мы откроем фильм именно персонажем? Сделаем все наоборот. Не станем это подчеркивать. Просто сделаем это деталью в бэкграунде истории.
Навряд ли нужно говорить, что грамотно расставить акценты — исключительно вопрос режиссёрского мастерства (в первой трилогии Логан отлично солировал даже на фоне живых Людей Икс), и что если флэшбек на пару минут от силы способен отвлечь внимание от главгера, то встанет вполне обоснованный вопрос об этом самом режиссёрском мастерстве, точнее, о явном его недостатке. И дело не в том, что нам не показали Людей Икс — фильм же не о них. Дело в том, что бэкграунда у истории и героев нет практически никакого. Страх потерять героя среди деталей привёл к тому, что Мэнголд решил обойтись без фона. В результате персонажи повисли в пустоте, и компенсировать это оказалась неспособна даже блестящая игра Джекмана, Стюарта и Дафни Кин. Маленькая звёздочка отлично показала звериную сущность своей героини, причём взгляды и жесты выходили у неё даже лучше слов. У Лоры, впрочем, была история, в отличие от старших товарищей, которым трудно было сострадать, не зная толком причины их страданий. Слишком много пробелов получилось в судьбах, поэтому характеры разваливаются на куски, и нет сочувствия к героям: отмучились, ну и ладно. Наконец-то. Конец Логана (или «Логана»?) грусть, впрочем, вызвал.
Немало вопросов возникает и насчёт вселенной фильма. Каково вообще место мутантов в этом мире? Вроде бы их считают героями, ими восхищаются, судя по комиксам — невозможно представить, чтобы такие комиксы появились в первой трилогии, где царит страх перед мутантами. Но почему тогда никого не интересует причина бесплодия мутантов и их постепенного вымирания? Как корпорация «Трансиген» добилась такого могущества? Тут, кстати, Мэнголд ударился в ту самую комиксовщину, от которой так старательно открещивался. Супермогущественная корпорация с фантастическими научными (хотя вернее будет сказать антинаучными) достижениями? У нас же вроде реализм?
Вообще, когда дело доходит до экшна, логики в сюжете остаётся слишком мало даже для супергеройского кино. Драма-то у Мэнголда выходит отлично, особенно хорошо отыграна капризность и раздражительность впадающего в детство Ксавьера, и редкие проблески некогда великого ума только подчёркивают нынешнюю тьму. Не уступает ей и физическая и душевная измотанность Логана, которой буквально дышит весь его облик: она в каждом движении жесте, устало-печальной улыбке, с которой он смотрит на подгулявших выпускниц.
А вот с экшном у Мэнголда в очередной раз не получилось: дырявый сюжет с совершенно невнятным главгадом с хромой мотивацией и его косящим под Дэдпула помощником (хотя некоторой харизмы герой Холбрука не лишён, и мог бы быть неплохим противником Логана, если бы его как следует прописали), чьё ёрничество не слишком уместно в фильме, основная идея которого тлен и безысходность. Главный противник в драках тоже вышел, мягко говоря, не слишком оригинальным. Собственно файтинг был не слишком изобретателен, но крепок и брутален за счёт рейтинга — наконец-то Росомаха получил заветную R. (Вот если бы ещё это был действительно Росомаха, ему бы R полтора десятилетия назад). Разнообразное мясо — головы простреленные, головы проткнутые в разных ракурсах, головы отрубленные, руки-ноги отрубленные — порадовало, а лихие прыжки Лоры были шикарны.
В целом — хороший супергеройский фильм с плохим сюжетом и отличной игрой. Смотреть его стоило и было приятно. Вот только к Людям Икс фильм никакого отношения не имеет.
Люди Икс: Дни минувшего будущего
ДМБ стали очередным доказательством того, что нельзя войти в одну реку дважды. Несмотря на возвращение Сингера с командой, фильм получился лишь блёклым подобием двух первых. О том, что не так просто исправить последствия однажды совершённого поступка, и о том, что время — слишком тонкая материя, чтобы перекраивать его как захочется, можно было бы сделать отличную драму в обёртке комикса. Но вместо этого Сингер опять начал мусолить тему противостояния людей и мутантов, а кроме этого, одержимый творческой ревностью, начал активно сводить на нет наработки Мэттью Вона. В результате сюжет оказался прямолинейным до примитивности: надо только съездить обратно в прошлое, кое-что поправить — и наступит ВОООТ ТААКЕННЫЙ ХЭППИ-ЭНДИЩЕ.
Основная часть событий происходит в прошлом, где на отношения персонажей нашлось время — но, право, лучше бы его не было. Вся драматургия свелась к тому, что полфильма Логан уговаривал Чарлза в духе «Всё равно ты нас не бросишь, потому что ты хороший», а вторую половину Чарлз уговаривал Рейвен «Ты этого не сделаешь, потому что ты хорошая». Перебор отсылок к прежним фильмам отдавал элементарным повторюшеством.
Росомаха в будущем он спит, в прошлом читает мораль. Беда не в этом, что читает — по прошествии стольких лет и благодаря усилиям профессора он, конечно, уже не тот полудикарь, каким был в дилогии, и успел поднабраться мудрости; беда в том, что больше он ничего не делает Да и сама мораль затаскана до невозможности. Впрочем, его ухмылочка, вздёрнутая бровь и сигара, и даже единственная хорошая шутка были на месте, и я всё равно была рада возвращению пусть и подобия Росомахи.
Эрик, увы, стал одномерным злодеем, и потеря глубины его образа стала вторым разочарованием фильма. Его отношения с Чарлзом свелись к взаимной истерике до потери авиагоризонта, игре в шахматы и вымученным диалогам. (Впрочем, убоги были все диалоги фильма: во время последнего пересмотра то и дело возникало желание отключить звук). К слову, истерика была в лучшем стиле климактерических дамочек «Ты меня бросил! — Нет, это ты меня бросил!», а претензии выдвигались абсолютно нелепые. Логики его поступки также лишились. Но демонстрация способностей была прекрасна, а учитывая мою нелюбовь к позорным игрищам, выбор объекта был мне особенно по душе. Хотя создалось ощущение, что Сингер полез на территорию Роланда Эммериха: видно, и к нему творческая ревность замучила.
Хэнк, по сути, стал у Чарлза чем-то вроде холопа или цепного пса; притом его сделали какой-то безвольной тряпкой, совершенно не способным к принятию решений и покорно наблюдающим, как Чарлз спивается и скалывается. Когда же мутация выходит из-под контроля, он превращается в неуправляемо агрессивную зверюгу, опасную для окружающих. Это зрители знают, что у Логана регенерация, а Хэнку на тот момент знать было неоткуда.
В образе Чарлза получилась явная нестыковка с «Первым классом» (у Сингера же борьба с Воном) — он вдруг разучился контролировать телепатию, но по мне так это пошло на пользу персонажу. Страдающий Чарлз мог бы быть хорош, особенно если бы как следует прописали его проблему выбора между способностями и здоровьем — но увы, выбор свёлся к минутному гримасничанью. МакЭвой, конечно, старался, лицом хлопотал усердно, но играть ему было нечего. Чарлз превратился в жалкого безвольного эгоиста, обиженного на всех, а его поступки также лишились логики.
Попытка совместить Рейвен из «Первого класса» и Мистику из трилогии, разумеется, провалилась по причине несовместимости оных — великолепная хищница, неукротимая и гордая, не имела ничего общего с карманной собачкой, готовой. преданно смотреть в глаза и лизать руки любому, кто приласкает. В результате получилось ни рыба, ни мясо. И опять же проблемы с мотивацией…
У новых мутантов, кроме эффектных способностей, не было даже сколько-нибудь годных реплик, кроме технических типа «Они здесь!», «По местам!» и т. д. — что уж говорить о характерах. Старым тоже говорить пришлось немного больше — впрочем, к лучшему, поскольку ни одного сколько-нибудь приличного диалога или хотя бы реплики (была всего одна хорошая шутка) в фильме не было вовсе. Не было и напряжения схватки, когда в финале истекали последние минуты возможности переписать историю.
Достойного врага среди людей у мутантов тоже не нашлось. В отличие от сенатора Келли, умело игравшего на страхе обывателей перед не-такими-как-все (потому что он сам был воплощением этого страха), и одержимого идеей личной мести полковника Страйкера, Боливару Траску, опять же, не придумали внятной мотивации. Доктор лепечет какую-то околесицу о спасении человечества путём объединения против мутантов; ну окей, объединитесь, а когда мутанты кончатся (а при методах, предлагаемых Траском, они кончатся довольно быстро), как тогда спасаться?
Один светлый момент — Ртуть. Озорной лукавый парнишка был настоящим украшением фильма. Он единственный имел яркий характер — действительно, почему все мутанты должны переживать из-за своих способностей, почему кто-то не может просто пользоваться ими в своё удовольствие? И способности его были продемонстрированы очень эффектно, это была лучшая экшн-сцена всей франшизы.
Отдельно также порадовали:
Грим: Мистика приблизилась к своей версии в трилогии (о великолепной пластике модели Ромейн-Стамос, конечно, осталось только печалиться, но по сравнению с «Первым классом» всё-таки плюс). Зверь тоже стал поприличнее, по крайней мере, убрали эти жуткие резиновые чёрные губы; однако и в будущем его цвет, к сожалению, оказался каким-то линючим — той чудесной глубокой кобальтовой синевы из «Последней битвы» не было. Волосато-бородатый Чарлз стал выглядеть даже умнее, чем жизнерадостный бодрячок из «Первого класса», а коротко подстригшийся Эрик — ещё краше.
Костюмы: стиль 70-х гг. был воссоздан лучше, чем 60-х в «Первом классе», а в будущем Икс-мены носили строгую чёрную броню. Стильные костюмы новых мутантов тоже были хороши. Боевой костюм Эрика из 70-х также порадовал: к великому облегчению, от кошмара из финала «Первого класса» избавились.
Спецэффекты были хороши, как в плане изобретательности, так и размаха, пробег Ртути был просто великолепен. Хорош был и Бобби: его проезды по ледяной дорожке даже в мультфильмах выглядели слишком мультяшно, но здесь они смотрелись красиво. Получилось у Икс-менов и командное взаимодействие в бою.
Несколько симпатичных штрихов: вытертый до черноты коврик в прихожей Максимофф: Росомаха, удивлённо оглядывающийся на в кои-то веки не сработавший металлодетектор. И сильный драматический момент, когда в будущем Магнето уходит на последний бой со Стражами, а Профессор с горьким бессилием смотрит ему вслед.
На выходе имеем стандартный блокбастер с хорошим экшном и спецэффектами, изрядно подпорченный передозом морали, провисанием прямолинейного до примитивности сюжета, обеднением характеров персонажей, невнятными диалогами, вышедшим за все разумные пределы выпячиванием Рейвен и явным передозом чтения моралей.
Люди Икс: Апокалипсис
То, что Брайан Сингер как режиссёр закончился, было ясно ещё с заслуженного провала безобразнейшего «Джека». «Дни минувшего будущего» он, однако, по инерции кое-как вытянул. А вот на «Апокалипсис» инерции, увы, уже не хватило. Вместе с ней закончились и идеи, но фильм надо было снимать, и пришлось высасывать их из пальца. Логичнее всего было бы напрямую экранизировать комиксную арку, тем более что Сингер, на пике творческих сил не боявшийся возводить оригинальные здания на фундаменте комиксов, теперь прогнулся под фанатов. Но из огромной комиксной вселенной не сумели ничего позаимствовать — за исключением общей идеи пришествия Апока — кроме порнушного костюма Псайлок (и жалких подобий нарядов команды Икс-менов впоследствии), чернушных элементов биографии Эрика, абсолютно неуместных на данном этапе его биографии, и так же неуместного родства Саммерсов. Затем прогнулись под шипперов; да, фансервиса в виде истерики черика, додали ещё в «Днях», но здесь явно превзошли себя с этими глазами на мокром месте, явными слезами и возвратом Эрика на светлую сторону под влиянием воспоминаний о няшечке-чярлике.
Ещё внёс лепту упорно мнящий себя сценаристом Кинберг, которого не убедили в обратном ни негативные отзывы, ни провалы. Кинберг дошёл даже до того, что одобрил маразматическую идею видимо, тоже возомнившего себя сценаристом или просто возжелавшего побольше экранных пострадашек Фассбендера о мирной жизни Эрика и печальном конце оной. Короче, команда фильма стала напоминать слона-живописца из басни Михалкова (и результат был соответствующим).
Больше идей ни у кого не нашлось, пришлось прибегнуть к самоповторам, количество которых просто зашкаливает, и плагиату. Общую концепцию фильма тоже, что неудивительно, разработать не удалось: в качестве её заявили происхождение мутантов, которое уже в двух словах объяснили в заставке первого фильма скачком эволюции, но здесь об этом не заикнулись и словом. «Первый мутант» Апокалипсис никого не породил, и пришлось мутантам происходить без него, что им прекрасно удалось самим.
Вместо продуманной идеи в основу сюжета положили драчки-махачки с всесильным злодеем с невнятной мотивацией «я дерусь просто потому, что дерусь», да приклеили — уже в четвёртый раз у Сингера и шестой за всю франшизу — противостояние людей и мутантов. Причём со стороны людей это противостояние мало того что обеспечивают те же самые персонажи, что и в предыдущих фильмах — они ещё и делают ровно то же самое, поскольку сценарные идеи закончились. Видимо, Сингер решил побить собственный рекорд по количеству героев на единицу экранного времени, не думая, что половину из них не успеют раскрыть, а другой будет нечего делать.
В отсутствие же основной мысли плагиат и самоповторы кое-как сшили на живую нитку, и фильм стал похож на разлагающегося зомби из плохого ужастика. Персонажи тоже.
Мученичество святого Ксаверия закончилось ещё в «Днях», за очередные десять лет он достиг полного просветления и нирваны. Светлый лик, просящийся на икону (правда, плоховато выбритый), исполненные вселенской любви и благодати влажные очи и проникновенный голос, вещающий очередной штамп/Великое Знание. Великое Знание касается времени, так что его лучше было бы вещать в «Днях», ну да запоздали, бывает. Тролль МакЭвой нахально переигрывает: вначале корчит из себя великого праведника, затем святого, утешающего страждущего с полными слёз скорбными очами/ красными глазами больной дворняжки; затем мегапафосного великомученика. За переигрывание Маковке, кстати, спасибо: он хоть немного оживляет это унылое болото, тем более, что больше никто в фильме не играет — Фасси, отыграв свои неуместные пострадашки, стоит в сторонке, остальные только делают вид, что играют, поскольку нечего, только молодёжь старается, но без умелого сценария и режиссуры ничего не выходит.
Эрика (нельзя назвать это ничтожество Магнето) слили полностью, превратили в жалкую тряпку. После всех призывов к братьям-мутантам выйти из тени самому сбежать в трущобы — просто слов нет. Это не лидер мутантов, а трусливый гопник с района, который наехал не на тех людей, получил по лицу и сбежал под юбку. Фассбендер, объяснявший это тем, что Эрик хочет наказать себя за поражение у Белого дома (где тут смайлик фейспалм?), уже сам не понимает, что играет. Как, впрочем, во всех своих последних фильмах, за что, надо полагать, вскоре поплатится карьерой.
Их искромётные диалоги из первой трилогии, как и химия между актёрами из «Первого класса» давно остались в прошлом. Осталось только бессвязное бормотание «Мне так жаль» и «Ничего ты не понимаешь». Ни к чему этот детский лепет, разумеется, не приводит. Все остальные диалоги такого же уровня, единственная годная шутка принадлежит Калибану, который был единственным нормально прописанным персонажем.
Рейвен окончательно превратилась в Сойку-пересмешницу, только Лоуренс не старается, а просто делает вид, что отрабатывает гонорар, и я её за это не осуждаю, потому что больше ей там всё равно делать нечего. Тем более что Лоуренс в любом случае останется лютым мискастом, и это тоже косяк Сингера: в «Первом классе» она была уместна в роли милой домашней девочки Рейвен, но решение вылепить из неё прекрасную хищницу Мистику из первой трилогии было одним из самых неудачных.
Хэнк полностью превратился в мебель, молодые мутанты так и остались статистами, и даже Ртуть растерял почти всё прежнее обаяние. Как и все герои, он ничуть не изменился за десять лет — всё тот же вечный подросток, хотя ему уже под тридцатник. Но это уже свойство почти всех героев франшизы — впадать в анабиоз на десять лет. Питерс, как большинство коллег, растерял энтузиазм, блеск из глаз исчез, шутки стали натужными и вымученными. А сцена его пробега, помимо вторичности и неуместности, ещё совершенно бесстыдно украдена из «Футурамы».
Злодейская программа Апока весьма невнятная: сначала уничтожить мир, а потом захватить. Останется ли, что захватывать, он не особо задумывается: абсолютно непонятно, на кого рассчитана его программа «Выживут только сильнейшие». По каким критериям будут определять этих сильнейших? В общем, все действия Апока сводятся к трескучим, но ничего не значащим фразам, даже разрушения он предоставляет всадникам. Поднять в фильме религиозные проблемы, как намекалось на стадии постпродакшна, само собой, не вышло; впрочем, на это у Сингера была кишка тонка ещё во времена второго фильма, когда Страйкера решили оставить военным.
Музыка — не более чем повторение старых тем, из костюмов были удачны только несколько злодейских, а Икс-менам достались уродливые бронелифчики и комиксовщина в финале.
Прикрыть эту мешанину кое-как можно было бы спецэффектами, но их качество полностью соответствует фильму. Они выглядят так, будто мусорное ведро высыпали в вентилятор и сняли крупным планом, а разрушения напоминают Тетрис. На что ушли миллионы, видимо, так и останется самой великой тайной.
Первому игроку приготовиться
Большая игра
Мир будущего предстаёт перед нами помойкой и руинами, где кругом старые побитые машины, планета стала подобием свалки, но на удивление у всех есть новомодные супер-гаджеты и высокоскоростной интернет даже в самом задрипанном гетто у каждого члена большого семейства, как, например, у соседей главного героя.
Сам же он – обычный и ничем не примечательный парнишка-гик, с головой уходящий в виртуальную реальность «Оазис». Там вы можете быть кем угодно и заниматься чем угодно. Сражаться на планете Doom, лезть в горы с Бэтменом, пожить в отеле из «Сияния», погонять на супер-тачке из «Рыцаря дорог» и всё такое прочее.
Обилие игр и развлечений, придуманных настоящим гением, запрятавшим среди всего этого ещё и три ключа, дающих полный контроль над происходящим. Собственно, главгерой и его друзья всю оставшуюся часть фильма и будут участвовать в различных состязаниях, чтобы эти ключи раздобыть. А помимо простых геймеров за столь богатым наследием охотится и злобная корпорация во главе с типичным и шаблонным антагонистом.
Как контроль над «Оазисом» спасёт планету-свалку от всё большего загрязнения – не особо понятно, но искать логику в зрелищном фантастическом блокбастере вообще дело неблагодарное. Тем более, что против логики событий расставлен и поиск ключей. Делай так, как не делают другие. Ищи там, где никто искать не будет. Хотя всё это наводит на многочисленные недоумения в духе «И что, вот до них всё это время никто даже не попытался?».
Основная часть визуального ряда – по сути трёхмерный мультфильм разной степени реалистичности, где уживаются Марио и Зерги, Харли Квин и Кинг Конг, Команда-А и Спиди Гонщик, а в прологе покажут и вовсе целую планету вырвиглазного качества графики из «Майнкрафт». Как бы на ней сразу же фильмец и не выключить.
В казалось бы мальчишескую авантюру геймерства встревает девочка «Арт3мида», чтобы у фильма внезапно имелась ещё и любовная линия. Чувства между актёрами, как их компьютерными аватарами, при этом выглядят награнными и максимально не естественными. Персонажей не пытаются как-то раскрывать или хотя бы начинить индивидуальностью.
Перед нами какие-то базовые макеты, шаблоны для наполнения, чтобы любой юный зритель мог начинить их лично чем-нибудь, что его душе угодно. Вот механик-коллекционер, вот боец с катаной, владеющий кучей искусств единоборств, вот девчонка-гонщица, и всё в таком духе. Опрометчивый выбор напрочь лишённого харизмы Тая Шерридана на главную роль и вовсе уничтожает хоть какой-то шанс на симпатии к центральным персонажам. Оливия Кук миленькая, но не более того.
Со злодеями беда ещё большая. Более карикатурного и нелепого образа, чем воплотил на экране Бен Мендельсон и представить невозможно. Царь-самодур, которому поддакивает весь персонал, который сам по себе ещё большая пустышка, чем невзрачные геймеры, чем его армия «шестёрок», тщетно пытающихся привезти к власти его Корпорацию Зла.
Чем дальше – тем хуже. Если первый аттракцион с Кинг Конгом, зрелищными гонками, разрушающими здания огромными шарами и бегающим тираннозавром ещё по-настоящему вдохновляет и впечатляет, заставляет на всю катушку включить своего «внутреннего ребёнка» и беззаботно радоваться происходящему на экране, то после первого ключа картина становится донельзя унылой.
Приключение, которое должно быть, казалось бы, довольно увлекательным, резко провисает в своей середине, превращаясь в какой-то неуместный псевдо-хоррор с реками крови, старушкой-убийцей, танцующими зомби, лабиринтами ужаса и с голой девицей, от которой в силу возрастного рейтинга не покажут дажую голую попку. Ради чего весь этот «взрослый адок» устроили – откровенно непонятно, однако случайно забредшие на показ снобы, страдающие всю первую половину фильма, определённо проникнутся оммажами к своему Кубрику и в итоге, наверняка, даже похвалят этот фильм.
К концу всё разрастается в типичную историю о восстании, коих мы видели за последние годы просто бесчисленное количество раз. Все эти бесконечные экранизации young-adult фантастики об избранных, свержении могущественной корпорации, о войне бедных с богатыми и всё-всё такое прочее, где парочка подростков попросту меняют мир своей отвагой.
Здесь ко всему прочему компанию им составляют Гандам, Черепашки-Ниндзя, Стальной Гигант, Кукла Чаки, и все-все-все. Такое кино для гик-аудитории куда интереснее будет разглядывать дома с возможностью паузы, изучая каждую отсылку и каждый стоп-кадр. Где там мелькнёт R2D2, где там пробегут персонажи из Overwatch и всё в таком духе. Любителям современности – угодят свежими отсылками и героями, для поклонников олдскула будет даже МехаГодзилла из семидесятых.
Однако финальная масштабная битва слишком уж мельтешит этими пасхалками, чтобы можно было ей насладиться и с удовольствием посмотреть. Ей богу, если бы это был просто StarCraft где жуткие Зерги бы воевали с однотипными войсками Протосов – смотреть было бы куда интереснее, чем сто тысяч Отсылок на сто тысяч Пасхалок стенка на стенку. Разве что камео Стэна Ли не было (но это не точно), и почему-то Спилберг забыл к своему детищу присобачить столь модную «сцену после титров». Как же сиквелы? Или хотя бы забавный пост-эпизод с поеданием пиццы в компании Черепашек от Майкла Бэя? Нет? Ну, и зря!
У фильма проблема со вторичным сюжетом, блёклыми героями (особенно с актёрской игрой) и не запоминающейся музыкой. Красивый визуальный ряд по-настоящему развлекает лишь в первой половине, когда во время гоночного эпизода тебя захватывают эти пролёты камеры, безупречная операторская работа, когда впервые ты видишь, как со здания срывается кайдзю-обезьяна и начинает громить трассу, а геймерам надо достичь финиша любой ценой – вот там драйв и эпик! А финальная битва… словно на муравейник глядишь какой-то. Вроде, и много интересного, а всё подано как-то не так, чтобы закричать "Вау!".
Хотя, стоит признать, что в самой сути последнего ключа, когда нам открывают главный сюжетный твист, всё-таки что-то есть. Небольшая нотка трогательной душевности в отсылке к такой отсылке… Отчасти наиграно, если даже не сказать «пошло», но в рамках того, что здесь весь мир – это одна большая игра, всё-таки уместно и даже здорово. После этого фильм хочется всё ж назвать хорошим и не занижать сильно оценку, ведь не без любви и не без души сделано-то оно всё оказывается!
Вот только фильм под конец совсем уж начинает ударяться в какую-то стариковско-родительскую мораль: «играй-играй ты за своим компьюктером, но хоть покушать делай перерыв». Ей богу, остаётся лишь ладошкой по лицу себя хлопнуть, с каким видом дедушка Спилберг читает финальные выводы своим фильмом с экрана для современного юного поколения. Причём то, как оно сделано в рамках вселенной и вовсе вызывает очень много вопросов и негодований, если разбирать в деталях.
Да, быть может, исходный материал был не идеален, но в руках такого мастера это был обязан быть по-настоящему Фильм Фильмов! Почему второе и третье испытания не смогли стать настолько же впечатляющими и крутыми, как первое? И почему с каждой новой минутой всё скатывалось в морализаторскую банальность или заезженно вторичную шаблонность? Уж лучше бы Спилберг оставил само-цитаты или увеличил количество ключей, скажем, до пяти. Вместе с испытаниями.
Сейчас, глядя на киношную и игровую индустрии, можно было бы из подобной идеи и вправду сделать что-то значимое, сильное и эффектное. А на деле имеем очень посредственный продукт, накидывая личные баллы за счёт камео любимых мест и героев. Кто за Дум, кто за Конга, кто за Кубрика, кто за Дюка Нюкема, кто за Овервотч, кто за Фредди Крюгера и так без конца. Можно даже за милую кареглазую мордашку Оливии Кук балл добавить. А не то могли же любовным интересом сделать и Лину Уайте, с них станется! Так что надо быть хоть за что-то благодарными.
По крайней мере, этот фильм всё равно хочется глянуть повторно хотя бы ещё разок. Да, дома, с паузой, делая скриншоты, разглядывая и увеличивая, отыскивать все самые интересные и скрытые детали. Великим он от этого не станет, но и обрастая всеми этими приятными элементами всё же задевает особые струны души, чтобы не назвать проект откровенно неудачным и плохим. Можно сказать честно, что у Спилберга получилась хорошая молодёжная фантастика. Особенно, если юный зритель видел мало аналогичных сюжетов, правда и горы олдскульных отсылок такой едва ли оценит… В общем, спорное всё довольно, но посмотреть всё-таки стоит!
7 МехаГодзилл из 10
Сейчас, оглядываясь назад, становится очевидно, что Сингер как режиссёр кончился после «Людей Икс-2». В текущем времени ещё можно было простить и унылого «Супермена» с его карикатурными злодеями, устаревшими ещё в 70е гг. — у всех случаются явные неудачи, а уж слабые работы вроде плоской иллюстрации к учебнику истории «Операция Валькирия» — и подавно. Но уже безобразный «Джек — победитель великанов» с вымученным сюжетом и героями-идиотами наглядно продемонстрировал, что талант не вечен, и немыслимое позорище «Люди Икс: Апокалипсис», пробившее днище Марианской впадины, подтвердило: мыльный пузырь лопнул. (Я уж оставлю за скобками перехайпленный проходнячок-середнячок «Дни минувшего будущего с его провисающим сюжетом, лютым овердозом морали и неумелым пиаром Лоуренс — на фоне «Джека» и «Апокалипсиса» это действительно шедевр, хоть восторги по его поводу очередной раз доказывают неразборчивость фанатов, о которой речь ниже). И вот, испоганив сказку и комикс, Сингер взялся за реальных людей.
Ставший картонно-плакатным борцуном Штауффенберг отделался ещё легко, но собрата по искусству Сингер, видимо одержимый, как Сальери к Моцарту, мучительной завистью выдохшегося таланта к гению. Раскрыть незаурядную личность Меркьюри (как, впрочем, и всех персонажей — актёров подбирали, исходя из максимального сходства, забив на талант) он был заведомо не в состоянии и сделал поверхностный, прилизанный и сусальный байопик из шаблонов, склеенных розовыми соплями. Чего стоит один только затасканный до невозможности шаблон о талантливом мальчике, оказавшемся в нужное время в нужном месте — в действительности Меркьюри и будущие коллеги были знакомы задолго до. А уж гаденькая история о хорошем мальчике, попавшем под плохое влияние, бросившем хороших людей, которые столько для него сделали, и, конечно же, не справившемся самостоятельно и в слезах приползшем обратно к хорошим, которые его, конечно, милостиво простили, на то они и хорошие — она сама по себе гаденькая, не только потому, что не имеет никакого отношения к истории Queen, и разрыв, и воссоединение выдуманы от начала до конца. И слишком трудно списать это на художественный вымысел, ведь реальная история была намного интереснее. А вот в то, что сдувшийся талант не смог простить чужого успеха и выставил яркого целеустремлённого человека безвольным ничтожеством, очень даже верится.
Весь фильм — мешанина выступлений и записи музыки с кое-где вкрапленными бессодержательными разговорами (диалоги — тоже беда Сингера, начиная с «Супермена»). Для мимимишности всюду натыканы модные нынче кошаки (ах, простите, котики!). Рваный монтаж, как будто снимали сериал, а потом решили урезать до прокатного размера. Некачественные спецэффекты в финальной сцене. И, само собой, навязчивая политкорректность — на самом деле Меркьюри так и не признался родителям в своей бисексуальности, что было естественно для того времени. Но вместо того, чтобы показать, как непросто было тогда признаваться в подобном (о СПИДе он тоже признался всего за день до смерти), Сингер предпочёл пичкать зрителя слащавыми семейными ценностями. Из этой же оперы — карамельная любовная история, опять перевранная: в реале не было никакой подростковой мелодрамы, всё закончилось долгой и крепкой дружбой двух зрелых людей. Возможность показать редкую как на экране, так и в жизни дружбу мужчины и женщины была успешно прохлопана.
Рами Малек честно старался, но играл в основном челюстью, как Кира Найтли в «Опасном методе». Смелости и размаха, необходимых, чтобы сыграть фигуру такого масштаба, как Меркьюри, у этой послушной режиссёрской марионетки не было и в помине. Саша Барон Коэн с его дерзостью и энергией подошёл бы гораздо лучше, но увы — продюсеров и режиссёра не устроил его честный взгляд на персонажа. К слову, самолюбование бывших коллег Меркьюри бесит до невозможности — вот гнать бы поганой метлой подальше от байопиков всех родных и близких: они только и могут, что лакировать образ героя, ну и себя любимых, конечно, не забывая — как же не приписать себе какую-нибудь заслугу покойного, благо возразить он уже не сможет.
И впору задаться вопросом, зачем фильм понадобился фанатам, когда песни Queen можно легко скачать в интернете? Кому нужен опоганенный кумир — будь я фанаткой Меркьюри, возмущалась бы не художественными достоинствами фильма (точнее, их отсутствием), а унижением кумира? Но большинство фанатов, увы, готово смотреть на кумира хоть в сортире и восхищаться, как гениально он справляет нужду. И даже не заметит, что кумира и самого смешали с фекалиями. Пипл хавает. И пока будет хавать, не будет перевода серостям и бездарям.