- And the Oscar goes to... (прогноз)
Выражение «номинант на премию Оскар» всё также весомо как и раньше, вот только звучать оно стало чаще, раза в два, да и иногда в совсем неподходящих вариациях. «Благотворительная» деятельность этой премии совсем не к лицу, но если раньше в гонку просто включали картины заранее проигрышные, то затем и вовсе было провозглашено увеличение числа номинантов на главный приз до 10 - в обоих случаях причина одинакова – премия хочет отметить как можно больше достойных фильмов. Поговаривают, что такой скачок от 5 к 10 номинантам стал ответной мерой Киноакадемии на критику, обрушившуюся за невключение в шорт-лист как раз достойного «Темного рыцаря». Правда, вместе с этим понятие «номинация на Оскар» перестает казаться божественным вмешательством и обретает большую доступность. Поэтому и забывается, что вообще-то «Невидимая сторона» и «Район 9» могли бы получить приз как лучший фильм. Правда, в теории, в очень извращенной теории.
Интересно и то, что с таким положением дел интриги в оскаровской гонке больше не стано-вится: еще до самой церемонии можно легким образом превратить новоявленную десятку в привычную пятёрку – «Железная хватка», «Король говорит!», «Начало», «Социальная сеть», «Чёрный лебедь» - именно между ними состоится основная борьба.
Присутствие «Истории игрушек 3» в главном шорт-листе не очень понятно: ведь если она вы-брана в десятку как, предположительно, способная конкурировать с художественным кино(!), так разве не означает ли это, что «История игрушек 3» уже более сильный игрок, чем «Иллюзионист» и «Как приручить дракона», а значит борьба между ними за статуэтку за лучшую анимацию предрешена? Прошлогодний «Вверх!» эту логику подтвердил.
Иногда в гонку Киноакадемия включает какой-нибудь независимый хит: 2007 – «Маленькая мисс счастье»; 2008 - «Джуно»; 2010 – «Сокровище» (1972 год – «Блэкула». 2010 год - «Блэкджуно»?). В этом году такой чести удостоились «Детки в порядке» и, так как число номинантов удвоилось, «Зимняя кость» - собственно, добавить здесь больше нечего: «127 часов» и «Боец» тоже не дотягивают до лучшего фильма 2011.
Чтобы определить, кто самый вероятный претендент на получение главного болванчика из пять оставшихся номинантов, стоит понять какое значение несет в себе признание Киноакадемией фильма лучшим: это автоматически включает его в список современной классики, такая картина должна отражать силу американского кинематографа и именно из нее им потом придется нарезать всякие ролики и заставки в последующих годах. Бывают и дополнительные причины: отметить премией известную трилогию, проигнорировав номинированную предыдущую часть, дав статуэтку заключительной серии, чтобы так красиво и символично всё получилось; поговаривают, что «Рокки» в своё время стал этаким глотком воздуха для людей со всем его вдохновением; и особое место занимает кино, в котором отражается определенная наболевшая для общества тема – будь то расизм («Столкновение»), Иракская война («Повелитель бури») или…
"Социальная сеть".
В 1977 году огромный резонанс вызвал фильм, повествующий о губительном действии теле-видения, о его обратной изнанке, основанный на реальной истории самоубийства, совершенного телеведущей в прямом эфире; картина, раскрывающая худшие человеческие качества людей, не брезгующих ничем ради достижения своих целей, будь то телевизионные боссы, гонящиеся за рейтингом, или обычные коллеги, не гнушающиеся даже предательства. Кино вышло в то время, когда телевидение открывало для себя новые горизонты, чем и меняло свою роль в обществе. Тот фильм получил 10 номинаций на Оскар и назывался «Телесеть».
К 2011 сложно припомнить картину, не относящуюся хотя бы к фантастике, посвященную той реальности, которую создает такое явление как Интернет. Почему-то человек нагружает эту тему дополнительными выдуманными деталями, хотя она сама по себе и так до конца не раскрыта. Нужен был фильм, не использующий эту реальность для зачина какой-нибудь отдельной ответвленной истории (грядущий «Как я дружил в социальной сети»), а рассказывающий о ней целиком и полностью. Поэтому так логично решение выбрать в герои человека, стоявшего у истоков.
Социальная сеть» - кино очень сложное в своей постановке, привлечь и не спугнуть совре-менного зрителя бесконечными диалогами - задача не из легких. Вывести диалог на первый план и «снять его, словно это сцена ограбления банка» может не каждый. Это и есть объяснение, почему статуэтки заслужено уйдут к Дэвиду Финчеру за лучшую режиссуру и к Аарону Соркину за лучший адаптированный сценарий.
Аарон Соркин не имеет в этом году серьезных конкурентов, даже если, представим в теории, номинанты из категории лучший оригинальный сценарий числились бы в его соперниках. Так что, вам просто повезло, мистер Нолан – скорее всего Вы возьмете Оскар за свой сценарий, хотя это очень спорно: в прошлом году академики предпочли философскую писанину к «Повелителю бури» увлекательному сюжету от Квентина Тарантино и его «Бесславных ублюдков». Так что может и стоит поставить на аккуратно выведенную историю «Король говорит!», тонкость которой в противовесе с отличной задумкой «Начала», честно говоря, и не до конца раскрытой.
«Король говорит!» имеет также большие шансы в актерских номинациях: Колин Фёрт, Хелена Бонем Картер и Джеффри Раш. Вообще с претендентами в категории мужская роль вроде бы все выглядит очень прозрачно: есть достойные роли Франко и Айзенберга, но достойные пока что лишь номинации, что также большая честь; Джефф Бриджесс тоже неслучайно попал в этот список, но свой прошлогодний Оскар, когда именно его игра вытащила на себе весь фильм, он заслуживает больше, чем за роль Когбёрна, поэтому дать ему статуэтку в этот раз не имеет смысла, что и приравнивает его к первым двум номинантам; Бардем в этой пятерке выглядит абсолютно темной лошадкой, его появление можно толковать совершенно противоположными версиями: либо он, по мнению академиков, настолько хорошо сыграл, что заслуживает быть отмеченным номинацией, либо он НАСТОЛЬКО хорошо сыграл, что заслуживает участи Марион Котийяр, которую некогда также номинировали за роль в иностранном фильме, и она с легкостью оставила позади своих конкуренток. Главный соперник Бардема – Фёрт, но первый уже взял за «Бьютифул» Серебряную премию за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале, приз которого также солиден, как и статуэтка Киноакадемии, и если учитывать тенденцию, когда фильмы, получившие Золотую пальмовую ветвь в тех же Каннах, странным образом кидают с Оскаром («Апокалипсис сегодня» (проиграть «Крамеру против Крамера»?), «Пианист», «Белая лента» и это еще не весь перечень), то Бардем просто может оказаться жертвой конкуренции этих двух гигантов.
Борьба за лучшую женскую роль второго плана в основном вспыхнет между Мелиссой Лео и Хеленой Бонем Картер, у обеих уже есть на счету номинации на просто лучшую женскую роль, но, пожалуй, первым этот Оскар станет для Мелиссы Лео, для которой отказ от грима сыграл на руку.
И последний номинант-актер из «Король говорит!» Джеффри Раш мог бы уйти в такой вечер с Оскаром (не мексиканский уборщик-гей из Театра Кодак), вот только премию ему не отдаст Кристиан Бейл – негласно большинство считает, что Бейл давно заслужил, чтобы его имя в трейлерах к фильмам начиналось хотя бы со слова «номинант», а «Боец» - это его первый успех среди всевозможных премий, потому что такие его ранние фильмы как «Машинист» или «Спасительный рассвет» - это не формат хотя бы той же Оскаровской номинации. Но общее мнение, что игра его по-настоящему великолепна, как говорится «украл фильм», да и бонусом послужит его суперспособность менять свой вес в кратчайшие сроки, а Киноакадемия особо любит отмечать такие метаморфозы – толстый Де Ниро из «Бешеного быка» и толстый Клуни из «Сирианы» тому большое доказательство. Такие физические страдания в дополнении с отличной игрой укрепляют позицию и Натали Портман – Оскар за лучшую женскую роль может стать главной победой этой церемонии для «Чёрного лебедя».
После такого анализа можно сделать один очень приятный вывод: в этом году Киноакадемия оставила в стороне «политику», под которой подразумеваются такие выходки, как номинировать на Оскар за лучшую режиссуру человека, лишь за то, что он снял фильм, посвященный 11 сентября (кто-нибудь помнит, что Пол Гринграсс – номинант на Оскар!?); и хорошо, что никто не сыграл умственно отсталого и нет ни одного почившего номинанта (Питер «кто?» Финч отыграл себе посмертный Оскар у «Таксиста» Де Ниро и у «Рокки» Сталлоне) , потому что церемония в этом году вырисовывается очень даже интересная – удалось редкое для Оскара положение дел: собранные в этом году фильмы достойны каждой своей номинации.
Церемония премии «Оскар» стала для меня неотъемлемым событием: каждый год в одно и то-же время вместе с бессонной ночью, гнусавыми голосами переводчиков, чудовищными вставками со знатоками кино Берманом и Жандарёвым, в которых наряды с красной дорожки обсуждают больше, чем само кино и последующим походом в какое-нибудь местечко, чтобы всем вместе обсудить, что «вот Оскар уже не тот стал». Но в основе всего этого лежит старая добрая традиция: целенаправленно просмотреть всех номинантов на статуэтку за лучший фильм до дня самой церемонии. Причем в день церемонии к просмотру мне всегда по чистой случайности выпадает фильм, в победе которого я более всего уверен, но именно он и остается в проигрыше (так было с гениальнейшей «Нефтью!» и слегка занудной «историей Бенджамина Баттона»). «Социальную сеть» я уже посмотрел.
Awards for 2011 (прогноз)
Best Motion Picture of the Year - The Social Network
Best Performance by an Actor in a Leading Role - The King's Speech: Colin Firth
Best Performance by an Actress in a Leading Role – Black Swan: Natalie Portman
Best Performance by an Actor in a Supporting Role – Fighter: Christian Bale
Best Performance by an Actress in a Supporting Role – Fighter: Melissa Leo
Best Achievement in Directing - The Social Network: David Fincher
Best Writing, Screenplay Written Directly for the Screen - The King's Speech: David Seidler
Best Writing, Screenplay Based on Material Previously Produced or Published - The Social Network : Aaron Sorkin
Best Achievement in Editing - 127 Hours: Jon Harris (вот эта работа просто понравилась, может ничего и не выйдет)
Best Achievement in Cinematography - The King's Speech: Danny Cohen (очень красиво, на мой взгляд; каждый кадр выстроен)
Best Achievement in Music Written for Motion Pictures, Original Song - Country Strong: Tom Douglas, Hillary Lindsey, Troy Verges - "Coming Home" («Если в фильме песня, больше чем просто музыкальное сопровождение на заднем плане (например, «8 миля», «Суета и движение» и прошлогоднее «Сумасшедшее сердце» - для героев Эминема и Терренса Ховарда это цель, для персонажа Джеффа Бриджеса – лучшее, что он написал за всю свою жизнь; дать статуэтку за такую песню – высшая оценка всему фильму), то необходимо присудить за нее Оскар» - краткий справочник киноакадемика)
Best Animated Feature Film of the Year - Toy Story 3: Lee Unkrich - Делаю свое предсказание(в скобках указаны желаемые победители):
Лучший фильм: "Король говорит!"("Начало")
Лучший режиссер: Дэвид Финчер, "Социальная сеть"(Дэвид Финчер, "Социальная сеть")
Лучшая мужская роль: Колин Ферт, "Король говорит!"(Джеймс Франко, "127 часов")
Лучшая женская роль: Натали Портман, "Черный лебедь"(Натали Портман, "Черный лебедь")
Лучшая мужская роль второго плана: Кристиан Бэйл, "Боец"(Кристиан Бэйл, "Боец")
Лучшая женская роль второго плана: Хэйли Стайнфелд, "Железная хватка"(Эми Адамс, "Боец")
Лучший оригинальный сценарий: Кристофер Нолан, "Начало"(Кристофер Нолан, "Начало")
Лучший адаптированный сценарий: Аарон Соркин, "Социальная сеть"(Аарон Соркин, "Социальная сеть")
Лучший анимационный фильм: "История игрушек: Большой побег"("История игрушек: Большой побег")
Лучший фильм на иностранном языке: "Бьютифул"("Бьютифул")
Лучшая операторская работа: Роджер Дикинс, "Железная хватка"(Уолли Пфистер, "Начало")
Лучшие костюмы: "Алиса в стране чудес"("Железная хватка")
Лучшая работа художника-постановщика: "Король говорит!"("Начало")
Лучшая музыка: Трент Резнор и Аттикус Росс, "Социальная сеть"(Ханс Циммер, "Начало")
Лучшая песня: "I See the Light", "Рапунцель"("If I Rise", "127 часов")
Лучший грим: "Версия Барни"("Человек-волк")
Лучший монтаж: "Социальная сеть"("127 часов")
Лучший звук: "Начало"("Начало")
Лучший монтаж звука: "Начало"("Начало")
Лучшие визуальные эффекты: "Начало"("Начало")
Лучшая короткометражка: "День и ночь"("День и ночь")