- "Как это случилось?... Когда Михалков потерял чувство такта и меры?... С чего всё это началось?... Зачем здесь эта 15-ти минутная сцена?..." - льются мысли при просмотре в такт мыслям главного героя "Солнечного удара".
На деле, с одной стороны, "Удар" выгодно отличается от истероидно-безумной мистерии "УС 2" и истероидно-китчевого безобразия "12". С другой стороны, комплимент это очень сомнительный и фильм не дотягивает даже до уровня "Цирюльника", не говоря уже про ранние работы режиссера.
Первая громадная брешь в почти 3-х часовом полотне - наличие Бунина только в титре "по мотивам". Это примерно как на просьбу кратко описать его рассказы услышать в ответ: "Плыли на пароходе офицер и девица, строили друг другу глазки, а потом переспали в ближайшем порту. Конец!" Между неплохо в принципе отыгрывающими актерами банально нету химии, а Михалкову попросту не хватает изобретательности и такта, чтоб на пленке донести нюансы деликатной прозы. Достаточно сказать, что кульминация с сексом в гостинице умудряется невольно скопировать какую-то из частей "Голого пистолета", где постельная сцена Нильсена шла параллельно с нарезкой бурения нефтяной скважины. Только здесь вместо скважины мотор парохода, и подано всё пафосно и без тени иронии.
На фоне этого вторая сюжетная ветка про "окаянные дни" смотрится несколько крепче. Но тут возникает вторая брешь: два сюжета взаимодействуют еще хуже влюбленной пары с парохода. По всей видимости, Михалков стремился показать контрастом "какую страну развалили", но тут-то возникает одно "но", которое мелькает за ним с его молодых лет. При всех тонкостях воспитании его "дворянство" - продукт исключительно современного времени и "какой" была та самая разваленная страна, он похоже особо и не представляет. В итоге его дореволюционная Россия выходит этакой глянцевой пасторальной открыткой, где на фоне изумрудно-зеленой травки и кислотно-голубого неба скачут белоснежные овечки, сверкают золотистые луковки куполов, плывут расписные пароходики, а напомаженные офицеры, созерцая это, толсто мажут икоркой хрустящий багетик. Как только вопросы "так что же случилось?!" и "что же за страна была?!" встают наиболее остро Михалков просто тыкает солнечным бликом в очередную березку. Основная мораль, надо полагать: по непонятным причинам инфернальный большевистский режим развалил CG-декорацию.
Как писал Мартин: "То что мертво, умереть не может". Он, конечно, далеко не Бунин, но именно эта цитата в отличие от творчества Ивана Алексеевича очень четко отражает половину фильма. В кислотную "Русь пасторальную" банально не веришь, она не более, чем декорация и, как ни парадоксально, про пришедший ей на смену пепельно-серый Мордор смотреть на порядок интереснее.
Закрыв глаза на идейный развал и брожение, можно было бы, наверное, сказать, что Михалков еще может выдавать интересные художественные решения и находки. Но и они в итоге теряются на фоне общей монументальной затянутости хронометража. На каждую отличную сцену минут 3-х приходится по 15-ть воды, на каждый отличный монолог по 3 типичных в последнее время для режиссера диалога, где каждую реплику надо повторить раз дцать с разным придыханием. В итоге вроде сперва и допускаешь, что сцена с ловлей шарфика - это как бы и мило, и символично, но на её 5-ой минуте, а потом все чаще и чаще за фильм в голове упорно бубнит эхом главный герой - "Зачем всё это?!"
И "это всё" в итоге оказывается сродни "солнечному удару" для самого Михалкова - он довольно четко может сказать, от чего у него кружится перепеченная голова и тошнит в конкретный момент времени, но предшествовавшие этому события в ней явно представлены лишь сумбурным набором разноцветных вспышек. - Просто Никита Сергеевич упивается своей уникальностью. Сверх меры.
- Спасибо за комментарий. Однако на фильм все еще хочу сходить.
В принципе эти "ахи" и "охи" по царской России, которые вы описали, крайне характерны практически для всех наших современных монархистов-консерваторов, они ничего толком сказать и не могут. Обидней всего, что Михалков, который и в жизни,и в кино говорить на интересном языке действительно раньше умел, теперь видимо напрочь этот дар теряет.пепельно-серый Мордор
Хоть революционеров злыми орками, надеюсь, не показывают? - Хоть революционеров злыми орками, надеюсь, не показывают?
Показывают, Землячка и Бела Кун разве что "Down, down to goblin town..." не поют. - "Как это случилось?... Когда Михалков потерял чувство такта и меры?... С чего всё это началось?... Зачем здесь эта 15-ти минутная сцена?..." - льются мысли при просмотре в такт мыслям главного героя "Солнечного удара".
я позавчера пересматривал "Родню". сломался минуте на двадцатой. по-моему, внезапное исчезновение безупречного вкуса Никиты Сергеевича - немножечко миф. Михалков настолько же стабильный ремесленник, насколько и стабильный пошляк. - Всё планирую добить целиком его фильмографию, чтоб не было пробелов, но на данный момент для меня как-то довольно четко получаются делимые "Цирюльником" периоды "Михалков - разной степени умеренности пошляк" и "Михалков - сплошная пошлость".
- А вы надеетесь на возвращение этой умеренности? Лично я почему-то да. Или смотрите его фильмы только из-за фамилии как бренда, заранее подозревая наихудшее?
- Первое, но, боюсь, что при нынешней тенденции это был мой последний к/т просмотр Михалкова.
- "Плыли на пароходе офицер и девица, строили друг другу глазки, а потом переспали в ближайшем порту. Конец!"
Согласен тут. Фильм можно было и на 1:20 поставить. - Интересный отзыв, спасибо!
- Мне хочется выругаться как следует! Или я просто напросто нечего не понимающий и неотесанный балван, либо наше кино уже не спасти, благодаря вот такими вот, выпадами Никиты Сергеевича, куда ушли деньги? ну наверное на любовную сцену в мотеле, на достоинства мужчины, и на концовку фильма. 3 часа моей жизни вычеркнуты и их увы уже не вернуть. Можно было явно фильм укоротить на час двадцать, ну максимум час сорок, но показывать, как мужчина почти два с половиной часа бегает за пигалицей извините конечно, которая в последствии взяла у него крестик и одеколон, надеюсь это не было таким спойлером? Толи в фильме были какие то посылки на философию к происхождению видов кто же прав? Дарвин? или вера в Бога и в царскую семью? или предпосылки к неожиданным встречам, которые людей затрагивают аж за такое живое, что можно и мечтать о током. Не ну конечно явно было видно, что человек просто раздавлен, проиграна революция, были как бы "утеряны" часы, женщина в которую втюрился кинула его, в общем мыльность и сопливость этого ШЕДЕВРА! просто зашкаливает. Либо Михалкову реально нечего снимать, либо он считает, что он пуп отечественного кинематографа, и может снимать фильмы для избранных,а не для тех простых смертных людей которые привыкли смотреть американщину и бессмысленные тупоголовые блокбастеры. Ну или просто я без чувственная сволочь. Если бы не моя, я бы в жизни не пошел бы на этот фильм. Лучше бы на "Дракулу" сходил бы и то настроение было бы хорошее. Я ещё ни когда не спал в кино разложившимся на креслах, при этом играя в телефон, и успел поспать. Конечно фильм найдет свою аудиторию или уже нашел.